ГИА и адаптация
09.12.2024
Период адаптации
Необходимость адаптации возникает в связи
с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения .Каждый
такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с
психологическими особенностями возраста.
И у первоклассников, и у
пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый
состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой
ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в
определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт,
прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об
особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе
класса и пр.
Это состояние можно
назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое
психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к
школьной дезадаптации. Независимо от того, каким образом начинается учебный год
в школе, процесс адаптации идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у
ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл
адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный
процесс адаптации более интенсивным.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с
учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи
адаптационного периода?
Для первоклассников:
- помочь ребенку вжиться
в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);
- ввести понятие оценки,
самооценки и различные ее критерии;
- научить ребенка
задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- подготовить родителей
к новой роли - родителя школьника.
В пятых классах
следует обратить внимание на:
- адаптацию к
«разноголосице» требований учителей;
- введение самоконтроля
(теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
- выявление (пояснение,
понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда -
акцент на поло-ролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции
- ученик второй ступени школы.
В работе с десятиклассниками
важными становятся
другие задачи:
- принятие позиции
«ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в
коллектив;
- поиск личностного
смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- узнавание специфики
мира юноши и мира девушки;
- организация
самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Подготовка к ГИА
Слово «экзамен» переводится с латинского как
«испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в
условиях стресса и непредсказуемого результата. Чтобы успешно преодолеть эту
проверку, важно как следует подготовиться – не только читая учебники и заучивая
наизусть бесконечные формулы, даты и имена, но и задав себе правильный
психологический настрой. Он поможет сохранить уверенность в своих силах.
Обычно накануне экзамена почти все совершают одну и ту
же ошибку – всю ночь не спят, пытаясь наверстать за оставшиеся несколько часов
огромное количество материала. Результат – голова, где все смешалось в
невнятную кучу обрывочных знаний и которая ничегошеньки не соображает,
состояние вялости и переутомления, ощущение себя «тормозом». Как раз таки важно
в последний день перед испытанием не слишком утруждать себя рьяной зубрежкой.
Будет гораздо эффективнее для самочувствия посвятить это время спокойному
отдыху и хорошенько выспаться.
Ритуал на удачу
Придумай себе какой-нибудь «священный ритуал», который
ты выполнишь перед тем, как зайти в класс или аудиторию, дабы снять
предэкзаменационное напряжение. Можно скептически относиться к подобным вещам,
но они неплохо работают на уровне самовнушения на хороший исход дела. Вспомни,
что ты уже не в первый раз сталкиваешься с различными трудностями и вызовами и
у тебя получалось с ними совладать. У тебя есть опыт успешного их решения,
пусть он тебя вдохновляет на новые подвиги.
Когда ты придешь на экзамен, сосредоточься только на
том, что тебе нужно написать тест или ответить на вопросы преподавателя – иными
словами, на самих заданиях. Совет может показаться странным, ведь чем еще
заниматься на экзамене-то, как не корпеть над задачками?! На самом деле многие
ребята вместо этого постоянно думают о том, что с ними произойдет, если они
неудачно сдадут, «провалят» ответственное дело.
Против стресса есть приемы!
Если во время экзаменов ты очень волнуешься, мы рекомендуем
сделать несколько медленных и глубоких вдохов и выдохов. Представь, что у тебя
внутри, в области пупка, находится шар размером с грейпфрут. «Надуй» его с
помощью дыхания. Медленно вдыхай носом, одновременно надувая «грейпфрут» в
животе, затем так же не спеша выдыхай через рот. Выполни такое чередование
вдохов и выдохов несколько раз. Дыхательные занятия успокаивают наше тело и наш
разум, позволяя вновь обрести способность мыслить рационально.
Тебя все равно буквально «трясет» от переживаний? Тебе
в помощь еще одно упражнение, которое называется «Ой, боюсь, боюсь!». Забавное
у него название, но эффект оно дает отличный. Сильно напряги мышцы рук, ног,
лица, и тряси всем телом, будто бы в порыве жуткого испуга, в течение не менее
30 секунд. Если страх и нервная дрожь не проходят, повтори еще раз. Таким
образом ты расслабишься и нормализуешь физиологические и мыслительные процессы.
Разумеется, спрячься при этом в укромном месте, не пугая столь непонятным
«зрелищем» непосвященных окружающих .
Есть замечательное выражение: «Делай, что должен, и будь, что
будет». Держи эту мудрость постоянно «на прицеле», проговаривая ее как мантру.
Она направлена на то, чтобы отсечь все, что мешает продуктивной подготовке к
важным для тебя событиям.